Фрагмент для ознакомления
2
Дефиниции экстрадиции в современном уголовном российском законодательстве не существует. В литературе экстрадицией принято считать выдачу лиц, которые виновны в совершении противозаконных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или реализации наказания .
Невозможен анализ экстрадиции без использования нормативно-правовых актов, составляющих базу этого института. Несмотря на то, что институт экстрадиции, – это сфера регулирования уголовного и уголовно-процессуального права, без наличия международно-правовой базы выдача лиц невозможна, а, следовательно, появляется необходимость руководствоваться документами, составляющими источники международного права. Без заключения соответствующего договора, государство не обязано выдавать преступника по запросу другого государства.
На территории Российской Федерации экстрадиция регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Уголовно–процессуальным кодексом РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» и другими нормативно-правовыми актами. Экстрадиция является суверенным правом каждого государства. Обязанность экстрадиции возникает только на основании взятых государством на себя международных обязательств.
Процессуальные аспекты института выдачи преступников рассматриваются в главе 54 УПК РФ «Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения договора».
Выделяются определённые условия, в силу которых государство может затребовать выдачу лица:
– преступник является гражданином этого государства;
– на территории данного государства совершено преступление;
– этому государству причинен вред преступлением.
В целом же вопрос выдачи решается с учетом территориального принципа (места совершения преступления и места нахождения преступника) и гражданства этого лица. Решающим в большинстве случаев является фактор гражданства лица. Этот принцип стал основой для нормы российского уголовного кодекса, в соответствии с которым граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления за границей, но в настоящее время находящиеся за границей, то они «могут быть выданы иностранному государству для привлечения у уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором российской Федерации» (ст. 13). Первое положение в УК России основывается на положении Конституции Российской Федерации (ст. 61).
Одним из основных является тот факт, что экстрадиция – это право государства, а не обязанность. Исходя из этого, у государства появляется выбор – выдать преступника в запрашиваемую страну или же отказать. Из этого правила имеется исключение, которое закрепляется посредством заключения межгосударственного договора, устанавливающее экстрадицию как обязанность для государств. Однако лицо, которое выдаётся запрашиваемой стране, могут привлечь к уголовной ответственности только по тем основаниям, которые были указаны в выдаче лица. В силу изложенного, считаем необходимым установить экстрадицию как обязанность для государства, с учётом соблюдения всех необходимых требований для её исполнения .
Резюмируя вышеизложенное, стоит констатировать, что проблемы, связанные с реализацией института экстрадиции, являются актуальными на международном уровне. Безусловно, требуется более детальное урегулирование правовых коллизий и пробелов, с целью избежать возникновения споров и конфликтов в процессе применения данного института. С учетом общемировой тенденции в развитии решения проблем, перспективы в данной области можно считать обнадёживающими.
Таким образом, экстрадиция – необходимое явление в современном мире, без данной процедуры будет невозможным осуществление правосудия в отношении конкретных лиц, скрывающихся за рубежом. Экстрадиция является комплексным институтом права, который регулируется как уголовным, так уголовно-процессуальным и международным правом. Невозможно отнести ее к чему-либо одному, без нанесения вреда самой ее сущности.
2. Международные стандарты поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
Проблемы в сфере правоохранительной деятельности становятся в один строй с вопросами как социального, так и экономического развития России. Полномочия органов зачастую могут принять форму злоупотребления правом, полномочий или власти. При осуществлении правовой реформы становится возможным развитие системы правоохранительных органов, в связи с чем повышается уровень правового сознания должностных лиц по поддержанию правопорядка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беков Р.А. Проблемы выдачи преступников (экстрадиции) в международном праве // Актуальные проблемы конституционного и международного права. 2018. С. 31-33.
2. Бирючков Н.В., Семыкина Л.А. К вопросу о понятии и природе выдачи преступников (экстрадиции) в международном уголовном праве // Донецкие чтения. 2017. С. 14-17.
3. Замулина Е.Е. Проблема понимания и нормативно-правовой регламентации института экстрадиции // Синергия Наук. 2018. № 24. С. 949-954.
4. Захарова К.А. Правовое регулирование экстрадиции в российском законодательстве // Современные проблемы борьбы с преступностью: перспективы и пути решения. 2018. С. 68-73.
5. Ковалева Е.В. Имплементация международных стандартов правоохранительной деятельности государств переходного типа // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. 2017. № 2 (3). С. 17-27.
6. Луковникова К.С. Деятельность правоохранительных органов российской федерации и международные стандарты в области прав человека // Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 136-141.
7. Магденко А.Д. Международные правовые стандарты в деятельности полицейских органов государств: монография / А.Д. Магденко, А.А. Агаджанов, А.А. Алимов. Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. 181 с.
8. Манукян А.В. Место института экстрадиции в международной борьбе с преступностью // Перспективные исследования и разработки. Новый взгляд сборник научных трудов. Новосибирск, 2018. С. 136-143.